обувь
:: РЕМОНТ ОБУВИ
:: РЕМОНТ СУМОК
:: ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛЮЧЕЙ
:: СВОЯ МАСТЕРСКАЯ
:: ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
 
Из журнала "Оптовик":
- Обувь женская ...
- Обувь мужская ...
- Обувь качественная, Финляндия
Еще...
 



Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

   ::  Ремонт обуви. Замена подошвы.

ГЛАВА 5. ЗАМЕНА ПОДОШВЫ



Способ и технологий ремонта низа обуви целиком и полностью зависят от материала подметки, а также от способа крепления. Наиболее простой и экономичный, а поэтому чаще всего используемый в настоящее время способ крепления низа обуви - клеевой. Подопгеа чаще всего литая, полиуретановая или из ПВХ. Самой распространенной причиной выхода ее из строя - растрескивания, выкрашивания, ломки на сгибах ^ является низкое качество, несоблюдение технологии производства.
Постановка новых подметок — замена подошвы — состоит из многих операций. Основные и наиболее трудоемкие — прикрепление подошвы к обуви. Для правильного их выполнения обувь должна пройти ряд подготовительных операций.
Прежде всего необходимо иметь колодку такого же размера и фасона, как и ремонтируемой обуви. Поэтому рекомендуется иметь колодку на свою ногу.
Подбирают колодки в соответствии с родом, размером, фасоном и высотой каблука ремонтируемой обуви. Колодки должны быть исправными и парными. При рантовом креплении подметок колодки подбирают без металлической пластины по следу; колодки для гвоздевого крепления должны иметь по следу металлическую пластину* Колодки для клеевого крепления подбирают без металлической пластины, если подметку крепят к затяжной кромке, и с металлической пластиной, когда подметку приклеивают к обводке. После подбора колодки ее вставляют в обувь носочной частью, пяточную часть обуви натягивают на колодку при помощи рожка и молотка, вставляют клин на место (в деревянных колодках), околачивают обувь на колодке. Околачивание облегчает формование обуви по колодке и устраняет перекосы и нарушения формы, возникающие при носке обуви,
При правильно подобранной колодке обувь надевается на нее с усилием, но без нарушения швов, разрывов подкладки, деформации обуви. Надевание на колодку сапог и ботинок требует большой точности при подборе колодки
Насадка на колодку обязательна, если обувь сильно деформирована и необходимо вшить новые ранты ручным способом или вновь выполнить затяжку.
При удалении изношенной подметочной части подошвы, прикрепленной рантовым или прошивным способом между подошвой и рантом или между обвод-кой и затяжной кромкой, вводят нож и, передвигая его от носка к пучкам, перерезают стежки, а затем делают прямой срез по линии пучков. Эта операция характерна при ремонте дорогой импортной обуви, в частности американской.
Если подошва прикреплена винтовым или гвоздевым способами, ее отделяют в носке от верха, захватив край подошвы клещами» отрывают от носка до пучков и отрезают по линии пучков.
Таким же способом, но с соблюдением необхо-димой осторожности, отрывают от носка до пучков подошву клеевого крепления. Оставшиеся на обуви металлические винты вывинчивают, гвозди выдергивают, нитки вытаскивают. Удаляют также старую простилку, обводку и изношенную часть ранта. Оставшийся прямой срез подошвы спускают до толщины 0,5— 1 мм при ширине спуска 25—30 мм в мужской и 20— 25 мм в прочей обуви.

Если обувь уже ремонтировалась с постановкой подметок, то у прямого среза старая подошва обычно оказывается изношенной. В этом случае край старой подошвы отрезают в виде полоски шириной 20 мм, спускают по срезу, как и при первичном ремонте, и соответственно ставят удлиненную новую подметку. Если середина подметочной части подошвы мало изношена, то ее оставляют на обуви в качестве простилки, а край подметочной части срезают вдоль грани на ширине 18-20 мм+ выравнивают ножом оставляемую часть по толщине.
Место перехода от геленочной части подошвы к срезанному краю подошвы спускают на нет на ширине 15— 20 мм.
При наличии на затяжной кромке разрывов, пробитых или ослабленных, ставят заплаты под затяжку. В местах, где нарушено крепление затяжной кромки, делают частичную затяжку, для этого подтягивают к лещами отделившуюся от стельки часть затяжной кромки, укладывают ее на край стельки и закрепляют.
Если при пошиве обуви затяжная кромка была прицеплена к стельке тексом, то при частичной затяжке применяют глухое крепление затяжной кромки, то есть край стельки промазывают декстриновым или казеиновым клеем и, наложив затяжную кромку, вбивают затяжной текс № 7-9 с таким расчетом, чтобы его острие загнулось о металлическую пластину. Текс размещают на расстоянии 8-10 мм от грани стельки. Расстояние между тексами 10-12 мм.
Если затяжная кромка при пошиве обуви прикрепилась к стельке ниткой, то край стельки также промазывают декстриновым или казеиновым клеем, а наложенную затяжную кромку временно прикрепляют металлической шпилькой или тексом JVfe 14—15. Окончательно затяжную кромку прикрепляют нитками, одновременно с пришиванием ранта или пришивают к стельке обмет-очным швом.
Если при пошиве обуви затяжная кромка прикреплялась к стельке клеем — наиритовьш или нит-роцеллюлозным, то и во время ремонта затяжную кромку прикрепляют таким же клеем. Для этого край стельки и бахтармяную сторону затяжной кромки в отделившейся части зачищают шкуркой или рай и тилем и промазывают клеем.
Нанесенный наиритовый клей подсушивают в продолжение 10 мин, подтягивают и накладывают на место затяжную кромку и, не применяя текса, прижимают ее рукой и сильно околачивают молотком, при этом происходит схватывание клея.
При пользовании для частичной затяжки нитро-целлюлозным клеем, промазанную им затяжную кромку укладывают на место и проглаживают нагретым токмачом до высыхания клея. Если частичная затяжка производится на значительном участке, то затяжную кромку, уложенную на промазанный нитро-целлюлозным клеем край стельки, закрепляют проволочными гвоздями 3\ь 20. Гвозди вбивают до половины длины и их верхнюю часть загибают на затяжную кромку. Затянутую обувь оставляют для просушки на 30 мин, затем гвозди удаляют и продолжают обработку обуви.

Клеевое крепление затяжной кромки может быть применено при ремонте не только клеевой обуви.

Крепление подошвы клеевым методом

Клеевое крепление - самый быстрый способ прикрепления подметки и самый низкозатратный. Все
это вместе с удешевлением клеевых составов, а также усавершевстноваяиеы самих клеев привело к тому, что клеевой способ постепенно "выжил" все остальные и стал практически единственным ишолъзуъзьым.
Клеевое крепление дает плотное, без зазоров соединение верха с низом; этим достигается: лучшая защита стопы от воды и пыли и создаются благоприятные условия для длительной службы подметки, Применяют клеевое крепление как для деталей из натуральной кожи» так и искусственной. Оно в особенности ценно для низа из резины и других искусственных материалов*
При клеевом креплении подметку прикрепляют к затяжной кромке верха так же, как и при изготовлении новой обуви. Когда клееная кромка значительно ослаблена во время носки и не является надежной основой для крепления подметки* к следу обуви прибивают по контуру металлическими гвоздями кожаную обводку и приклеивают подметку.
Прочность клеевого крепления зависит от прочности сцепления кль^шой пленки с поверхностью склеенных деталей. Для наилучшего сцепления поверхность деталей подвергают до склейки специальной обработке ™ взъерошиванию- При взъерошивании лицевой или бахтармяной поверхности кожи удаляется тонкий наружный слой и клей получает доступ к прочно сзяэангели с основной массой волокнам кожи, улучшается сцепление л увеличивается поверхность соприкосновения клеевой пленки с кожей. Взъерошивание кроме того увеличивает прочность склеивания. При нзъеришинании (шершевании, шероховаыии) резины и других искусственных материалов снимается гладкий тонкий поверхностный слой, из-за которого прочность клеевого сцепления снижается.
При накладывании подметки на след обуви соприкосновение происходит не по всей совмещаемой плоскости. Надеются неровности, которые не могут быть взъерошены при подготовке следа обуви и неходовой поверхности подметки. Для получения в этих условиях наилучшего контакта необходимы определенная толщина клеевой пленки для заполнения мелких неровностей и большое давление при контакте склеиваемых поверхностей.
Особенностью клеевого способа соединения заключается в том, что клеевая пленка должна быть полностью подсушена, так как под давлением непросохший клей вытекает из-под подметки и необходимая толщина пленки не достигается.
Клей обычно наносят и на подметку, и на след, втирают его и просушивают. Чтобы произошло склеивание сухих пленок клея, необходимо провести активацию, то есть перевести в липкое состояние поверхность хотя бы одной клеевой пленки.
Для этого по полностью высохшей поверхности с клеевой пленкой можно "пройтись" чистой кисточкой или губкой с растворителем, или же, что делается в большинстве случаев, разогреть поверхность до расплавления клея- После этого подметку накладывают на след обуви и плотно прижимают, затем околачивают молотком. Сразу полного склеивания не происходит, потому как клей полностью "становится" только через сутки или даже позднее. За это время происходит отвердение клея или, при использовании для активации растворителя, испарение последнего.
Для клеевого метода крепления лучше всего использовать относительно мягкие подошвенные материалы: кожу для низа обуви, резину пористую и непористую, пласткожу клеевую.

Не очень эффективным оказывается использование клеевого метода для ремонта юфтевой кожи, гак как в ней содержится много жира- Правда ноше» зую юфтевую обувь ремонтировать можно, т.к. кожа геряет значительную часть жира.
Клей также плохо соединяется с влажной ко-исей, поэтому до приклейки кожаных подошв и подметок их нужно предварительно высушить. После приклейки кожаный низ можно увлажнять для более удобного формования.
В условиях большой мастерской могут использоваться небольшие гидравлические или пневматические прессы или винтовые ручные прессы»
Пресс для приклейки подметок должен обеспечивать давление до 4 кг на 1 см2 поверхности подметки, что в зависимости от размера обуви соответствует суммарному давлению 300—600 кг на полупару.

Подготовка следа обуви

Взъерошивание. Поверхность следа обуви — затяжную кромку, стельку, прямой срез старой подошвы — взъерошивают на абразивном круге или проволочной ерошкой (см. рис. 13), или обрабатывают вручную рашпилем. При взъерошивании не допускается сквозное повреждение кожи, нельзя оставлять отдельные волокна, слабо связанные с материалом. После взъерошивания со следа удаляют пыль мягкой щеткой.

Спускание простилки


Прикрепление ир о стилки. Часть пространства, заключенного между внутренними краями затяжной кромки (обводки, ранта), прямым срезом старой подошвы и поверхностью стельки заполняют прости л кой. Прости л ку из прости л очного картона, войлока, сукна и подобных материалов и стельку обуженской 3,5—4 мм, Обводка должна быть прочий прибита и прижата к затяжной кромке.
При наличии обводки простилку подбирают по возможности из отходов кожи или из отрезанных кожаных подметок, приклеивают клеем и прибивают к стельке 5^7 тексами № 7^9, концы тексов должны быть загнуты в стельку.
При отсутствии отходов кожи и при наличии обводил простилка может быть подобрана из войлока, сукна, простилочного картона и прикреплена наири-товым клеем без текса. Поставленную простилку спускают.
Подметочную часть следа — обводку, край старой подошвы, простилку подвергают взъерошиванию.
Обработка и приклейка подметки Подметку подбирают из вырубленных деталей, Она должна иметь по контуру припуск 4-5 мм к грани обуви или 2^3 мм к контуру обводки, так как в момент запрессовки возможно некоторое смещение подметки и обувм.
Поверхность подметки обрабатывают с неходовой стороны на машине крупной шкуркой № 50, абразивным камнем или вручную рашпилем, удаляют по всей поверхности тонкий слой без пропусков и выхватов. После обработки с подметки удаляют пыль мягкой волосяной щеткой. Далее наносят клей и сушат, активируют клеевую пленку, накладывают подметку и запрессовывают обувь.
Приклеивание клеем на осиоес наирита
Быстросхватьшающий клей Наирит концентрацией 20 % наносят тонким слоем кистью на подготовленные поверхности следа обуви и подметки по краю полоской на ширине 20—22 мм, а у прямого среза подметки и старой подошвы на ширине 20-30 мм и тщательно втирают. Кроме того, небольшое количество клея наносят на середину подметки и на простилку, чтобы в этом месте не образовался воздушный пузырь. Слой клея должен быть равномерным без пропусков и наплывов.
На резиновую подметку клей наносят один раз и сушат его 45-60 Munt на кожаную наносят дважды, сушат 20-30 мин после первой и 30—60 мии после второй промазки.
При промазке клеем следа обуви необходимо соблюдать осторожность, чтобы стекающий с кисти или со следа клей не испачкал верх обуви. Промазку следа начинают с носочной части, обувь держат с небольшим уклоном в сторону каблука с тем, чтобы излишек клея стекал на след. Промазывают след дважды, после первой промазки сушат 5—15 мин, после второй — 30^60 мим. Сушку ведут при комнатной температуре в закрытом шкафу или сушилке с вытяжной вентиляцией. Просушенные подметки укладывают для активации под нагревательный рефлектор, повернув их клеевой пленкой к источнику тепла. Температура в месте, куда укладывают подметки, должна поддерживаться в пределах 100—110° и регулярно проверяться термометром. Подметки должны находиться под нагревом до расплавления клеевой пленки, но не более 5 мин,
Подметку с расплавленной клеевой пленкой вынимают из-под рефлектора, накладывают на след обуви и околачивают молотком или ставят обувь в пресс. Накладка подметки и запрессовка должны быть выполнены очень быстро (не более 40 cctcJ» при медленном выполнении этих операций не обеспечивается прочное приклеивание. Обувь должна находиться в прессе 1—2 мин. Вынутую из пресса обувь оставляют в покое на срок не менее 30 мин. За это время происходит упрочнение склейки, выравниваются напряжении-в деталях, возникшие под давлением в прессе. Затем край подметки обрезают с припуском 3-4 мм к грани обуви или вровень с обводкой. Обрезку делают на= машине или вручную.
Срочный ремонт клеевым способом выполняют следующим образом: взъерошенные подметку и след обуви равномерно, избегая подтеков, промазывают один раз тонким слоем наиритового клея и кладут для просушки под рефлектор с лампами инфракрасного излучения. Сушка длится 2—2,5 мин, после чего подметки и обувь переносят на стол и оставляют для остывания на 2—3 мин, Когда подметка и обувь при пробе перестают обжигать руку, подметку накладывают на след обуви и основательно околачивают на лапе. . Обувь направляют в дальнейшую обработку не ранее чем через 10 мин.
Приклеивание нитпроцеллюлозпым клеем. Нитроцеллюлозным клеем 18-20%-ной концентрации дважды промазывают кистью неходовую сторону кожаной или пласткожаной подметки. След обуви промазывают один раз по краю на ширине 20—22 мм. а вдоль прямого среза подметки и старой подошвы на ширине 20—30 мм. Небольшое количество клея наносят на середину следа и подметки. После первой промазки подметку и обувь сушат в вытяжном шкафу или сушилке не менее 60 мин, после второй — не менее 120 мин.
Перед накладкой подметки клеевую пленку активируют, нанося кистью небольшое количество растворителя или разбавленного клея- Вместо активирования вторичную промазку подметки можно провести непосредственно перед накладкой без вторичной просушки. После активирования подметку накладывают на след обуви, временно закрепляют двумя проволочными гвоздями и ставят обувь в пресс На закрепление подметки и запрессовку затрачивают не более 20 сек В прессе обувь нахсчится не менее 60 мин. Снятую с пресса обувь пускают в дальнейшую обработку — обрезку по урезу и отделку, не менее чем через 1,5 ч.
Вбивание контрольных гвоздей. При носке обуви разрушение клеевого шва большей частью начинается в одних и тех же наиболее нагруженных точках: в закруглении носка, углах прямого среза подметки, углах рубца. Крепление в этих точках часто усиливают вбиванием металлических контрольных гвоздей. В качестве контрольных гвоздей используют обычно текс, длина его должна быть на 2 мм больше общей толщины скрепляемых материалов. В подметку вбивают 5 контрольных гвоздей: 3 в носочной части и по одному в углах прямого среза. В носочной части гвозди вбивают на расстоянии 3—4 мм от края стельки, расстояние между осями гвоздей — 10—13 мм, В углах подметки расстояние гвоздей от края стельки — 5^6 мм, от линии прямого среза — 8—10 мм.
Контрольные гвозди ставят после выполнения отделочных операций. Для деталей из пористой резины контрольных гвоздей не применяют.
Утолщенная подошва. Подошвы из пористой резины, натурального каучука, полупрозрачной (транспарентной) резины и др. обычно отличаются повышенной толщиной — 7 мм и более и соответственно повышенной длительностью носки» Если подметочная часть такой подошвы не имеет мест со сквозным износом и не отделилась от обуви, то при ремонте ее выравнивают — срезают в толстых местах, наклеивают вкладки на тонкие места с соответствующим взъерошиванием склеиваемых поверхностей. Достигнув равномерной толщины и плавной поверхности подошвы, ее взъерошивают и приклеивают. Вкладки и подметку приклеивают клеем Нитхи-62, для подметок из натурального каучука применяют клей 88-й композиции.
Удлиненная подметка* При клеевом ремонте модельной обуви на некоторых предприятиях ставят удлиненную подметку, заходящую на геленочную часть подошвы. Изношенную подметочную часть старой подошвы отрезают на расстоянии 10 мм от линии пучков (считая по направлению к пятке), спускают на нет прямой срез старой подошвы ла ширине 20—25 мм. Край новой подметки доходит до середины геленочной части подошвы, его спускают с бахтармяной стороны на нет на ширине 20-25 мм, приклеивают подметку к затяжной кромке обуви и прямому срезу старой подошвы быстросхватывающим наиритовьш клеем.
Профилактическая подметка. Кожаная подошва имеет ряд достоинств с гигиенической и эстети^ ческой стороны, но уступает некоторым искусственным подошвенным материалам по износостойкости. Срок службы обуви с кожаной подошвой может быть значительно увеличен путем накладки профилактической подметки из кожеподобной или другой износостойкой резины. Промышленность выпускает такие подметки в формованном виде.
При отсутствии формованных подметок могут быть использованы подметки, полученные путем двоения пластин пористой резины, толщина таких подметок не менее 2,2 мм для мужской и 2,0 мм для другой обуви.

Профилактические подметки приклеивают к подошве новой или малоношеной обуви быстросхва-тывающимся наиритовым клеем. Б особенности эффективна приклейка профилактических подметок к зимней обуви с кожаной подошвой, так как в условиях зимней носки профилактическая подметка уменьшает скольжение по снегу и льду, предохраняет подметочную часть обуви от размокания в воде.

РУЧНОЕ РАНТОВОЕ КРЕПЛЕНИЕ ПОДМЕТКИ

При рантовом креплении подметку пришивают к ранту, пришитому к стельке и затяжной кромке. Наличие между верхом и низом обуви промежуточной детали— ранта делает обувь эластичной, гибкой, более удобной для носки. Достоинством рантового крепления является также отсутствие сквозных проколов стельки, открывающих воде путь внутрь обуви; хорошие теплозащитные свойства.
При рантовом креплении детали соединяют льняными или капроновыми нитками. Льняные нитки применяют в виде проваренных и провощенных концов с прикрепленными иглами или щетинками. Капроновые - натирают воском.
Ручной шов, которым пришивают рант к верху и стельке, а подметку к ранту, может быть выполнен в виде простого ручного шва, ручного шва в завойку.
Приемы выполнения простого и в завойку ручных швов показаны на рис. 27.

Приемы выполнения ручных швов


При выполнении шва простого или в завойку каждая нить по очереди переходит с одной стороны прошиваемых материалов на другую. При сшивании челночным швом одна нить постоянно находится с верхней, другая с нижней стороны прошиваемых материалов.
Продолжительность службы шва в значительной степени зависит от его утяжки. При слабой утяжке скрепленные детали могут взаимно смещаться при ходьбе человека, а при многократных смещениях перетирают нити стежей в толще материала. Наоборот, при тугой утяжке детали настолько сильно прижаты друг к другу, что их взаимные смещения при носке обуви незначительны, и перетирания стежков не происходит. Тугая утяжка является необходимым условием прочного шва. При ручном креплении она обеспечивается правильным выполнением приемов шитья и приложением усилий в момент утягивания стежей. При хорошей утяжке наружные звенья стежка несколько вдавлены в толщу материала и имеют дугообразный вид, так как середина звена вдавлена меньше, края больше. Строение простого ручного шва не способствует сохранению утяжки, так как параллельное расположение нитей в материале не исключает возможности их смещения. Строение швов в завойку и челночного более благоприятно для сохранения утяжки и содействует продолжительной носке обуви. При случайном разрыве нити швы в завойку и челночный не распускаются и сохраняют прочность.
Сильная утяжка и в особенности ее сохранение во время носки во многом зависят от свойств, применяемых для подметки, ранта и стельки материалов. Рекомендуется использовать эластичные материалы — кожу, резину, допускается также использование пласт кожи. Применение жестких обувных материалов вызывает преждевременное разрушение рантового крепления при носке.
Достаточная влажность кожи также является условием хорошей утяжки и общей ее прочности, В сухой коже проколы шилом требуют приложения большого усилия и вызывают появление трещин, утяжка получается недостаточной, работа мало производительна и не дает хорошего качества. Наиболее благоприятной является влажность стельки 20-25%, подметки и ранта 33—35%, для этого достаточно за 30 мин до начала крепления смочить водой стельку с наружной (бахтармяной) поверхности при помощи кисти, а подметку и рант положить в посуду с холодной водой на 1—2 мин. Смоченные детали до использования должны находиться в условиях, исключающих возможность подсушки.
Для защиты нити от преждевременного истирания ее укладывают в порезку на поверхности подмет-ки. В кожаной и пласткожаной подметке порезка имеет вид надреза, сделанного со стороны ходовой поверхности. В резиновой подметке порезка делается с торцовой поверхности (с уреза) горизонтальным разрезом. Неглубокая порезка для укладывания нитей делается также иногда и на ранте.
В пористой резиновой пластине вместо порезки большей частью применяют двухслойную подметку, первый слой пришивают к ранту, второй приклей за-ют к первому.
Подготовка следа обуви
Подготовка следа обуви в большой степени зависит от состояния ранта. Если рант полностью сохранился, т. е. нигде не прорван стежками, прижат швом к затяжной кромке и стельке и при пробе пальцами не качается, то подготовка следа ограничивается не большой работой по прикреплению и опусканию прог стилки.
Если требуется ремонт ранта, то его укрепляют или заменяют полностью или частично.
При полной замене ранта работу начинают с прикрепления к стельке вкладыша, без которого стелька, частично потерявшая под действием пота свою прочность, может быть прорвана рантовым швом. Вкладыш вырезают из нежесткой стелечной кожи толщиной не менее 1,8 мм, он должен закрыть внутреннюю поверхность стельки, ограниченную губой стельки (в обуви с рантом механического крепления) или краем затяжной кромки (в обуви с рантом ручного крепления). Вкладыш увлажняют и провяливают, промазывают казеиновым, декстриновым или мучным клеем. На наружную поверхность стельки накладывают вкладыш и временно сцепляют его двумя проволочными гвоздями № 15-20. Затем, не допуская подсушки вкладыша, приступают к вшиванию ранта.
Рант подбирают из рантов централизованной машинной заготовки или вырезают из плотных мест стелечной кожи в виде ремешка шириной 16 мм для мужской и 12-14 мм для женской обуви (ширину уточняют по старому ранту с припуском 2—3 мм на обработку). Рант увлажняют, провяливают, строгают с бахтармы до получения равномерной толщины 2 мм. Внутренний край ранта спускают по всей длине с лицевой стороны до 1/2 его толщины на ширине 6 мм для мужской и 4~5 мм женской обуви. Один конец ранта (начало пришивки) спускают по торцу, с бах-тармяной стороны на нет на ширине 6~8 мм.

Замена ранта ручным способом


Для правильного расположения шва прочерчивают по следу параллельно грани кончиком шила две линии: одну по затяжной кромке на расстоянии 1 мм
от грани стельки при открытом ранте и 2-3 мм при закрытом ранте, другую по вкладышу на расстоянии 12-15 мм от первой линии.
Если стелька имеет губу, то наружная сторона губы заменяет первую линию, линию вкладыша прочерчивают на расстоянии 12—15 мм от наружной стороны губы, делают неглубокую порезку (глубина до 1 мм) по линии, прочерченной на вкладыше, наклонно поставленным ножом под углом 30-40* к поверхности стельки. Накладывают рант лицевой стороной на затяжную кромку и пришивают от пучка до пучка.

Приемы выполнения ручного челночного шва


При пришивании делают проколы нетолстым стелечным или челночным шилом в порезку вкладыша, захватывают проколом бахтармяную сторону стельки до половины ее толщины, выводят конец шила у основания губы с ее наружной стороны или на линии, прочерченной по затяжной кромке, и прокалывают рант по середине его спущенной части. В прокол вводят с обеих сторон иглы с проваренными концами льняной нити № 9,5/8 и выполняют ручной шов в завойку с дугой утяжкой стежков или накидывают нить на крючок челночного шила и выполняют ручной челночный шов. Расстояния между смежными проколами, определяющие длину стежков, в пучковой части 7—8 мм, в носочной - 5—6 мм, в носочной части женской обуви с узким носком — 4 мм.
В пучковой части обуви рант при пришивке вытягивают длиннее, а в носочной, наоборот, немного п осаживаю т. В носочной части для лучшего формования ранта по кривой делают с внешней стороны ранта 4-5 коротких (длина 1,5-2 мм) надреза. Закончив пришивку, отрезают остаток ранта наклонным резом так, чтобы получился спуск конца на нет с бахтармяной стороны ширине 6—8 мм, при-
шивают спущенный конец, затягивают нить узлом и отрезают ее.
Разрешается ставить составной рант из двух-трех частей; в местах соединения концы спускают на нет на ширине 5—7 мм и наклад:»шак>т друг на друга. После пришивания рант основательно околачивают, ставят обувь на доску, отворачивают рант от верха обуви и оглаживают его на доске гладильной палочкой. Открытый прокатывают слабо нагретым рантовым колесиком и обрезают с припуском 1—1,5 мм к наружной отметке колеса. Закрытый рант обрезают на расстоянии 5 мм от грани верха обуви. Если требуется только частичная замена ранта, изношенную часть отрезают и спускают на нет на ширине мм остающиеся на обуви концы ранта. Новый раит вырезают «по ширине и толщине старого ранта с припуском по ширине 2 мм на обрезку, увлажняют и провяливают, спускают по концам с лицевой стороны на ширине 5— 7 мм, наклеивают на место, совмещают спущенные концы старого и нового ранта и пришивают в завойку. Небольшие вставки ранта пришивают без вкладыша, а если стелька не имеет губы, то шьют по старым проколам. Когда заменяется большой участок ранта, то его пришивают с вкладышем. Шов крепления вставки ранта должен у начала и у конца вставки заходить на старый рант на три стежка. После пришивания вставки оглаживают гладильной палочкой и обрезают вровень со старым рантом. Если старый рант сохранил прочность, но местами отделился от затяжной кромки или слабо прижат к ней, то удаляют пришедшие в негодность стежки и пришивают рант на отделившемся участке туго утянутым швом. Начинают и заканчивают пришивку на прочно пришитой части ранта, делая на ней с каждого края по три стежка.

Простилание пучковой и" носочной части при ре*-монте обуви рантовым способом выполняют из таких же материалов, какие были описаны для ремонта обуви клеевым способом. Про стилку прикрепляют к стельке мучным, декстриновым или казеиновым кле--ем и 3—5 деревянными шпильками, спускают ножом в соответствии с рис. 26.

Накладка и пришивание подметки

Подготовка подметок. Кожаную подметку увлажняют и провяливают. Пласткожаную подмётку
шкурят грубой шкуркой или обрабатывают рашпилем с неходовой стороны у края на ширине 20-25 мм.
Кожаные и пласткожаные подметки спускают с неходовой стороны по прямому срезу, удаляя до 2/3 первоначальной толщины на ширине 15—20 мм,
При постановке подметки "врезку" на модельную обувь делают по прямому срезу кожаной и пласт-кожаной подметки вырез в виде ступени. Для этого на расстоянии 20 мм от края подрезают подметку по неходовой стороне на 1/3 толщины и срезают полоску материала от надреза до края с небольшим уклоном, оставляя толщину в 1/3 толщины подметки. Такую же ступень вырезают с ходовой стороны по прямому срезу старой подошвы.
Накладка, подрезка и подкраивание подметок. Кожаную подметку промазывают с неходовой стороны казеиновым, декстриновым или мучным клеем/ накладывают на след обуви с равномерным припуском по периметру ранта с заходом на край старой подошвы на ширину 25-30 мм в мужской, 20~25 мм в женской, девичьей, мальчиковой и школьной и 15-20 мм в детской обуви. При накладке подметок "врезку" ступень подметки должна точно лечь на ступень старой подошвы. Прикрепляют подметку пятью деревянными шпильками и прибивают по прямому срезу двумя рядами деревянных шпилек. Расстояние первого ряда шпилек от .прямого среза подметки 7-9 ммз:ртарото ряда от первого — 3-4 мм. Расстояние между шпильками одного ряда — б-7 мм. Шпильки располагаются в шахматном порядке. Прибить подметку по прямому срезу можно и после пришивания ее к ранту. Наложенную подметку околачивают и обжимают клещами по краю вместе с рантом. Подметку из пласткожи промазывают с неходовой стороны резиновым клеем. На обувь также наносят резиновый клей, оставляют подметки и обувь для просушки на 15 мин. После просушки клея пластко-жаную подметку накладывают на след обуви и прикрепляют таким же порядком, как кожаную. Наложенные подметки обрезают по урезу вровень с краем ранта.
Для укладки наружных звеньев шва в подметках вкраивают порезку. На кожаной и пласткожаной подметке ее делают с ходовой стороны на расстоянии от уреза для мужской обуви 3,5~ 4,5 мм, для женской 2,5 -3,5 мм. Глубина порезки — 1/3 толщины подметки. В кожаной подметке порезку делают под углом 45° к вертикали, в пласткожаной — вертикально поставлены м ножом. Порезку в кожаной подметке дополнительно увлажняют при помощи кисти, после чего тупиком порачивают губу.
Пришивают подметку к ранту проваренной льняной ниткой № 9,5/5 или 9,5/6. При ремонте светлой модельной обуви с открытым рантом нитку не проваривают, а натирают воском. Проколы делают кривым подошвенным шилом, шьют ручным швом в завойку, но допускается также и челночный
шов при условии, что проколы будут заполнены ниткой. Стежки должны быть туго утянуты, длина их в кожаной подметке 3—4 мм, в пласткожаной 4— 5 мм. Проколы делают со стороны ранта, конец шила должен заходить на старый рант за пределами прямого среза подметки не менее, чем на три стежка. По окончании пришивки порезку промазывают резиновым клеем, клей подсушивают, увлажняют гулу в порезки кожаной подметки, заворачивают напильником губу в порезку, околачивают молотком сначала порезку, а затем и всю подметку до получения ровной, слегка выпуклой формы подметки.

Гвоздевое крепление -подметки

Металлический гвоздь вбивают вручную молотком без предварительного накола. Длина гвоздя берется на 2-4 мм больше общей толщины материала; острие, выходя из материала, встречает металлическую поверхность (пластину по следу колодки, стальную лапу) и загибается в стельку. Скрепляемые материалы оказываются зажатыми между шляпкой гвоздя и загнутым'острием, которое силой удара углубляется в толщу материала. Подвижность сжатых гвзоздем скрепленных слоев незначительна, крепление получается прочное и жесткое. Гвоздевое крепление не предъявляет повышенных требований к материалу стельки или подметки, но способно прочно соединить ослабленные детали изношенной обуви. В то же время гвоздевое крепление имеет существенные недостатки: при износе подметки гвоздь проникает внутрь и ранит или просто беспокоит ногу. Сталь гвоздя также способна вступать во взаимодействие с кожей и разрушать ее.

Гвоздевое крепление имеет ограниченное применение: используется для ремонта обуви, в которой подошва прикреплена гвоздевым способом. Этот метод крепления применяется также в мелком ремонте, если нужно на некоторое время закрепить подметку.
Для подготовки следа обуви необходимо прикрепить обводку и простилку.
Обводка должна заполнить в обуви зазоры между подметкой и затяжной кромкой, создавать между ними плотное соединение, препятствовать проникновению внутрь обуви.
Старая обводка практически полностью удаляется вместе с подметочной частью подошвы, поэтому необходимо прикрепить новую обводку. Обводку перед креплением увлажняют и провяливают. Торцовый край обводки — место начала прикрепления обводки к обуни — спускают с бахтармы на ширине 4—6 мм. Обводку накладывают лицевой стороной на затяжную кромку ремонтируемой обуви так, чтобы она выступала за грань на 6—7 дм, спущенный край обводки заправляют под край старой подошвы и обводят пучковую и носочную часть обуви, прибивая обводку одним рядом текса № 7~9. Расстояние от забитого текса до грани стельки долно быть 5—6 мм. Расстояние между смежными шпильками ряда в носочной части должно быть 8^10 мм, в пучковой 10-12 мм Доведя обводку до старой подошвы, излишек длины нужно обрезать. Затем спускают торцовый край на ширине 4-6 мм и заправляют его под край старой подошвы. Прибитую обводку околачивают молотком, после чего спускают ее внутренний край на ширине 5—6 мм, срезая 1/3 толщины.
Часть пространства, заключенного между внутренними краями затяжной кромки прямым срезом





При копировании статьи ссылка на Ремонт обуви - Казань обязательна.

 

 

 

ГЛАВНАЯ    |    УСЛУГИ И ЦЕНЫ    |    СХЕМА ПРОЕЗДА    |    СОВЕТЫ    |    РЕМОНТ ОБУВИ